ГлавнаяНа повестке дня - изменения в Трудовой кодекс
На повестке дня - изменения в Трудовой кодекс
30.06.2016

ОБРАЩЕНИЕ

Белорусского профсоюза работников химической, горной и нефтяной отраслей промышленности по вопросу внесения дополнений и изменений в Трудовой кодекс Республики Беларусь

Рассмотрев вопрос о проекте Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам трудовых отношений» (далее – проект Закона) Белхимпрофсоюз отмечает, что предлагаемые проектом Закона дополнения и изменения в Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК) ухудшают правовое положение работников в сфере трудовых отношений и ограничивают функции профсоюза в защите социально-экономических интересов членов профсоюза.

Статьей 6 Закона Республики Беларусь «О профессиональных союзах» установлено, что совершенствование и развитие системы социального партнерства, форм и методов взаимодействия профсоюзов, нанимателей и органов государственного управления являются одной из приоритетных задач социально-экономической политики Республики Беларусь. При этом профсоюзам предоставлено право вносить в органы государственного управления предложения о принятии, изменении или отмене актов законодательства Республики Беларусь по трудовым и социально-экономическим вопросам. 

Поскольку Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК) является базовым законодательным документом, регулирующим трудовые правоотношения в республике, считаем необходимым изложить свою позицию по данному вопросу. 

Статья 1 предлагаемой проектом Закона редакции Трудового кодекса (далее – ТК) дополнена определением термина «контракт». Предлагаем из статьи 1 ТК формулировку контракта исключить и внести в предлагаемую Проектом статью 2611 «Заключение контракта» в следующей редакции: «Контракт – разновидность срочного трудового договора, который заключается в порядке и на условиях, предусмотренных настоящей главой и устанавливает особенности регулирования трудовых отношений с работником по сравнению с общими нормами законодательства о труде и предусматривает минимальную компенсацию за ухудшение правового положения работника».
Обоснование. Во – первых: контракт по определению не может заключаться на работу, носящую постоянный характер (постоянный характер носит трудовой договор, заключенный на неопределенный срок). Во – вторых: заключение трудового договора в письменной форме ранее определено в статье 18 ТК. 

Статья 26 ТК «Документы, предъявляемые при заключении трудового договора» дополнена предлагаемой проектом Закона нормой: «Наниматели вправе при приеме на работу гражданина запрашивать характеристику с предыдущих мест его работы, которая выдается в течение пяти календарных дней со дня получения соответствующего запроса». Считаем, что данное дополнение необходимо исключить.
Обоснование. По общей практике характеристика выдавалась работнику лично для предъявления новому нанимателю. В связи с указанной нормой, наниматель вправе запросить характеристику с прежнего места работы без ведома работника, в которой могут быть отражены как его профессиональные, так и субъективные (личностные) качества (например: доброжелательность, умение общаться в трудовом коллективе, порядочность, а также наоборот), не препятствующие исполнению трудовых обязанностей, но на которые наниматель может обратить внимание и отказать в принятии на работу.

В статье 32 ТК «Изменение существенных условий труда» проектом Закона предлагается сократить срок предупреждения нанимателем работника об изменении существенных условий труда с одного месяца до семи календарных дней. Полагаем необходимым оставить статью 32 ТК без изменений и дополнений.
Обоснование. Срок предупреждения об изменении существенных условий труда продолжительностью семь календарных дней является недостаточным, чтобы работник мог найти новую работу в случае не согласия работать в измененных условиях труда. Также в связи с поставленными задачами по унификации и гармонизации трудового законодательства с Россией в рамках Союзного государства и другими государствами – членами ЕАЭС – по созданию единого рынка труда необходимо отметить, что срок предупреждения об изменении определенными сторонами условий трудового договора в других государствах составляет от 1 до 2 месяцев.

Статья 42 ТК «Расторжение трудового договора по инициативе нанимателя» изложена в предлагаемой проектом Закона новой редакции. Считаем необходимым оставить статью 42 в прежней редакции.
Обоснование. Дополненные «новшества» увольнения работников по инициативе нанимателя ставят в жесткие рамки работника и ухудшают его правовое положение, а также применяются к работникам, работающим по контракту (п.7-10 новой редакции статьи 42). Работники, работающие по контракту имеют хотя бы дополнительные компенсационные выплаты за ухудшение правового положения, а работники, работающие по трудовым договорам на неопределенный срок и по срочным трудовым договорам в данном случае никак не защищены, компенсационные выплаты не предусмотрены. 

В статью 46 ТК «Расторжение трудового договора по инициативе нанимателя с предварительного уведомления или согласия профсоюза» предложена проектом Закона норма следующего содержания: «Расторжение трудового договора в случае, предусмотренном абзацем пятым пункта 6 статьи 42 настоящего Кодекса производится с одновременным уведомлением (в день увольнения) соответствующего профсоюза» подлежит исключению.
Обоснование. Уведомление в день увольнения работника лишает профсоюз своих защитных функций, а также лишает работника досудебного разбирательства (подача заявления в комиссию по трудовым спорам), а также идет в разрез с нормами Закона «О профессиональных союзах» и противоречит части 1 статьи 46 ТК. 

В статье 73 ТК «Срок и периодичность выплаты заработной платы» предлагаемое проектом Закона дополнение «если иная периодичность не определена контрактом» исключить.
Обоснование: Данная формулировка позволит нанимателю устанавливать удобные ему сроки выплаты заработной платы с уменьшением периодичности (например: один раз в месяц, в два месяца, в полугодие), что считаем недопустимым.

В статью 198 ТК «Меры дисциплинарного взыскания» предложена проектом Закона новая мера дисциплинарного взыскания «лишение полностью или частично дополнительных выплат стимулирующего характера на срок до 12 месяцев», а в части четвертой данной статьи указаны меры, не являющиеся мерами дисциплинарного взыскания (лишение премий, изменение времени предоставления трудового отпуска и др.). Считаем необходимым часть четвертую статьи 198 ТК исключить, поскольку к работнику не могут применяться лишение полностью или частично дополнительных выплат стимулирующего характера на срок до 12 месяцев и еще лишение премий. Таким образом, работник останется без средств на существование.

В части второй предложенной проектом Закона статьи 261-2 ТК «Содержание и условия контракта» предложение: «При этом уменьшение размера повышения тарифной ставки (оклада) осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 32 настоящего Кодекса» исключить.
Обоснование: Уменьшение размера повышения тарифной ставки (оклада) для работников бюджетных организаций является односторонним решением нанимателя об изменении условий контракта и не относится к изменению существенных условий труда, что является по отношению к ним дискриминационной мерой в сравнении с работниками коммерческих организаций. Так, например, наниматель заключил с работником контракт на три года, установил повышение тарифной ставки (оклада) на 50 %, через некоторое время изменил свое решение, снял надбавку полностью, предупредив об этом работника за 7 календарных дней. Естественно, что работник за такое короткое время не может найти новую работу, и вынужден согласиться. Таким образом, у работника уменьшилась заработная плата и в данной ситуации по желанию работника он уволиться не может. 

Из части третьей предлагаемой проектом Закона статьи 261-2 ТК «Содержание и условия контракта» слова «предусмотренных коллективным договором» исключить.
Обоснование. В соответствии с п.п.3-1 пункта 3 Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 25.09.1999 № 1476 – обсуждение содержания контракта работника – члена профсоюза производится с участием представителя соответствующего профсоюза. На данный момент норма Постановления носит обязательный характер, а в предлагаемой редакции статьи 2612 ТК норма рекомендательная. Так, например, если в коллективный договор она не будет включена (стороны коллективного договора не придут к согласию о включении нормы), таким образом, норма ухудшает правовое положение работника и ограничивает функции профсоюза по защите прав и законных интересов работников – членов профсоюза. 

Часть шестую предложенной проектом Закона статьи 261-5 ТК «Гарантии при заключении, продлении и прекращении контракта для отдельных категорий работников» следующего содержания: «Действие части пятой настоящей статьи не распространяется на работников, имеющих право на пенсию или получающих пенсию (кроме трудовых пенсий по инвалидности, по случаю потери кормильца и социальных пенсий)» считаем необходимым исключить.
Обоснование: Указанная норма отражена в пункте 2 Постановления Совета Министров Республики Беларусь № 1180 и является дискриминационной по отношению к работникам пенсионного возраста. При досрочном расторжении контракта в связи с нарушением нанимателем законодательства о труде, коллективного договора, контракта работнику выплачивается минимальная компенсация в размере трех среднемесячных заработных плат. Работники имеют равные права независимо от возраста и поэтому работник – пенсионер имеет право на выплату трех среднемесячных заработных плат. В противном случае нарушается статья 14 ТК и Конвенция МОТ № 111 о дискриминации в области труда и занятий 1958г., ратифицированная Республикой Беларусь. 

В дополнение к предложениям, представленным в рамках рассмотрения и анализа проекта Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам трудовых отношений», Белхимпрофсоюз, исходя из практики применения контрактной формы найма, считает необходимым дополнить проект Закона следующими нормами.

Предлагаем часть третью статьи 43 ТК «Порядок и условия расторжения трудового договора по инициативе нанимателя» дополнить следующим содержанием: «Если истечение срока действия контракта работника приходится на период его уведомления нанимателем о предстоящем высвобождении с работы в связи с сокращением численности или штата работников, то работник увольняется по основанию, предусмотренному пунктом 1 статьи 42 настоящего Кодекса».
Обоснование. Действия нанимателя по проведению оптимизации численности работников путем не продления с ними контрактов, вместо увольнения по пункту 1 статьи 42 ТК не противоречат действующему законодательству. Урегулировать в полном объеме данный вопрос в рамках коллективно-договорного регулирования является в настоящее время проблематичным. Внесение данной нормы в статью 43 ТК обеспечит соблюдение трудовых гарантий в отношении всех работников, работающих по контрактной форме найма, и будет способствовать предотвращению создания условий для скрытого сокращения.

Часть третью предлагаемой проектом Закона статьи 261-3 ТК «Срок действия контракта. Продление срока действия контракта. Заключение нового контракта» считаем необходимым изложить в следующей редакции с дополнениями: «Продление контракта (заключение нового) в пределах пятилетнего срока его действия осуществляется по соглашению сторон на срок не менее одного года, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей статьи 261-5 настоящего Кодекса, а также с работниками, выразившими согласие на продолжение трудовых отношений, добросовестно работающими и не допускающими нарушений трудовой дисциплины, – на срок не менее трех лет, с работниками, имеющими кроме того высокий профессиональный уровень и квалификацию, – на пять лет. На меньший срок контракт продлевается с письменного согласия работника, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь».
Обоснование. Данное дополнение содержалось в Постановлении Совета Министров РБ от 26.10.2004 г. № 1341 «О внесении дополнений в некоторые Постановления Совета Министров Республики Беларусь по вопросам заключения контрактов» в период с 26.10.2004 г. по 31.10.2005 г. В настоящее время норма в качестве рекомендательной для включения в коллективные договоры содержится в пункте 51.15 Генерального соглашения на 2016-2018 годы. Поэтому при включении данной нормы в ТК у работников появится стимул добросовестно работать и не нарушать трудовую дисциплину.

Часть первую предлагаемой проектом Закона статьи 261-4 ТК «Случаи, когда трудовые отношения продолжаются на условиях трудового договора, заключенного на неопределенный срок» изложить в следующей редакции: «Наниматель и (или) работник, не допускающий нарушений трудовой и исполнительской дисциплины, проработавший у данного нанимателя не менее пяти лет, по окончании срока действия контракта вправе инициировать заключение трудового договора на неопределенный срок с сохранением прежнего уровня оплаты труда».
Обоснование. Право заключения нанимателем трудового договора на неопределенный срок с работником, проработавшим пять лет по контракту, определено в пункте 1 Указа Президента Республики Беларусь от 31.03.2010 № 164 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 12 апреля 2000 г. № 180» (далее – Указ) и относится к исключительной компетенции нанимателя, а работник не имеет возможности инициировать этот процесс. Несмотря на существование нормы более 5 лет, широкого практического применения она не получила. Одной из причин нераспространения перехода с контрактной формы найма на бессрочные трудовые договоры видится лишение дополнительных выплат (повышение тарифной ставки (оклада) до 50 %), предусмотренных подпунктом 2.5 пункта 2 Декрета Президента Республики Беларусь № 29. Нормы Указа призваны способствовать переводу на бессрочный трудовой договор только добросовестных работников, не допускающих нарушений трудовой и исполнительской дисциплины, а также проработавших у данного нанимателя не менее пяти лет. Выражая готовность продлить трудовые отношения с таким работником, наниматель подтверждает свою заинтересованность в нем.
Заработная плата работников максимальными размерами не ограничивается. Поэтому перевод работника с контрактной формы найма на бессрочный трудовой договор с сохранением прежнего уровня оплаты труда не противоречит действующему законодательству.



Профсоюзы и спорт
Отдыхаем и путешествуем ВМЕСТЕ
Профсоюзное телевидение