Время работы: Пн-Чт: 08:30 – 17:30 Пт: 08:30 – 16.15 Перерыв: 12:00 – 12:45
Накануне Дня геолога, который в Беларуси отмечается в первое воскресенье апреля, журналисты провели один день с работниками Управления промыслово-геофизических работ.
Погода к съемкам очень располагала – небо пронзительной синевы и слепящее солнце. Мы с фотографом уже по дороге представляли, какими роскошными будут в таких природных красках снимки. Первая геометка нашего мини-путешествия – база УПГР. Здесь получаем необходимые ЦУ, берем с собой сопровождающего и едем на скважину №471 Речицкого нефтяного месторождения – до нее от райцентра всего 15 километров. Мои попутчики эту локацию в шутку называют «за огородами».
Приехали. Я меняю пальто на рабочую куртку нефтяника, на голову надеваю каску – с охраной труда и техникой безопасности в «Белоруснефти», как вы знаете, очень строго.
Рядом с буровыми установками – вагон-дом «Кедр». Комфортный вагон – новое приобретение для работников, которым приходится не одни сутки находиться «в полях». Скоро такой «дом» появится еще на одном месторождении. На входе – коврик. Обувь оставляю за порогом – мне гостеприимно выдают резиновые шлепанцы как минимум 50-го размера. Смотрятся на мне слегка нелепо, но зато не босиком. Внутри – аптечная чистота.
Вагончик разделен на рабочий отсек-лабораторию, небольшую кухню-столовую и отсек для отдыха с четырьмя кроватями.
На столе лаборатории – мониторы, специалисты дистанционно контролируют исследование скважины.
Машинист каротажной станции Александр Савенок:
Сейчас у нас идет спуск компоновки – благодаря встроенному локатору муфт следим за ее движением. На экране вы видите регистрацию трех параметров – натяжения кабеля, скорости спуска и текущей глубины. Малейшие отклонения от нужных параметров фиксируются и тут же принимаются меры для их корректировки. Все должно быть четко – нет права на ошибку.
Также все данные и возникающие неточности дублируются на пульте машиниста. Кстати, Александр в этой должности на предприятии уже 15 лет. Профи. От него же я узнаю, чем отличаются кабельные операции от колтюбинговых и что в приоритете – первые, потому что они гораздо экономичнее по времени. А оно на вес золота… то есть нефти.
Вообще педагогическое мастерство нефтяников – отдельный вид искусства. Они все смогли объяснить так, чтобы сложное звучало не только понятно, но и увлекательно.
Начальник партии промысловой геофизики Виталий Горленко:
В этом году мы планируем провести на нескольких скважинах перфорацию по технологии Zipper Frac – это позволит сократить сроки сдачи объектов.
Эту технологию при многостадийном гидравлическом разрыве пласта впервые в СНГ применила именно «Белоруснефть» в сентябре 2023 года. Особенность метода в том, что операции происходят последовательно в двух горизонтальных стволах скважин, которые расположены параллельно друг другу. В сочетании с методикой Plug&Perf, одной из самых экономически выгодных и перспективных, увеличивается площадь растрескивания пласта, а с ним и эффективность освоения запасов. Все это нужно, чтобы добыть трудноизвлекаемую нефть. Когда-то о таких технологиях и мечтать не могли!
– Вернемся к сентябрю прошлого года – тогда за сутки мы смогли выполнить 6 стадий гидроразрыва пласта и выйти на максимально возможный расход нагнетания в 18 куб. м/мин – это рекорд и наша большая гордость! – говорит Виталий Горленко.
– Такие победы наверняка мотивируют?
– 100 процентов! Да, было волнительно, мы очень переживали за общий результат! Обошлось без нештатных ситуаций – все прошло гладко. Каждый прорыв – итог работы огромной команды профессионалов, фанатично преданных общему делу. Как же не радоваться – вот представьте, раньше скважины у нас были преимущественно вертикальными или наклонно-направленными, а теперь нефть добываем и из горизонтальных. По Plug&Perf работаем вместе с Тампонажным управлением, БелНИПИнефть под руководством службы по супервайзингу гидравлического разрыва пласта НГДУ «Речицанефть».
Яркий пример развития: если в 2020-м по технологии Plug&Perf осваивалось нескольких скважин в год, то в этом планируется провести более 560 скважинных кабельных операций. В 2023-м было вдвое меньше.
– На скважине №471 Речицкого месторождения мы начали работу 20 марта – всего нужно произвести 19 стадий гидроразрыва пласта. В зависимости от стадии в сутки простреливаем 2-3 кластера перфорации с установкой пакер-пробки.
(На момент публикации материала эти работы были успешно выполнены).
Многостадийный гидроразрыв пласта по технологии Plug&Perf сейчас проводится и на скважине № 445 Речицкого месторождения.
От собеседников заряжаюсь энергией, как от аккумулятора. Их живой интерес к работе не скрыть, ведь именно такие люди – создатели завтрашнего дня. Виталий вспоминает:
– Я начинал работать в «Белоруснефти» машинистом каротажной станции. Тогда у нас были только подъемники каротажные самоходные с механическим приводом спуско-подъемного агрегата. Сейчас большинство гидравлические. Они проще в использовании и имеют такие системы контроля, что ошибиться практически невозможно. Чем более автоматизированы все процессы, тем меньше влияния на него человеческого фактора, а это уберегает от лишних затрат и рисков. Но нужно понимать – за каждой машиной все равно стоит специалист. И он должен быть суперпрофессионалом.
– Вы фанат своей работы?
– Однозначно! И мне это состояние нравится – иначе невозможно чувствовать себя полноценным человеком. У нас здесь драйв – нужно постоянно учиться, развиваться, спешить за технологиями, чтобы всегда быть на уровне. Заданный «Белоруснефтью» тренд на безупречное качество должен поддерживать каждый работник нашей компании.
После общения с нефтяниками я поняла: чтобы погрузиться в эту профессию, и жизни может быть мало. И тем интереснее изучать ее даже на уровне журналиста – ведь это все о нашей земле, нашей стране, наших людях!
Глубину геофизики продолжаем постигать вместе с начальником УПГР Сергеем Шевеленко.
– Геофизика – это сервис в чистом виде, мы на 100% зависим от того, что нам дает заказчик. Наращиваются объемы бурения, увеличивается количество скважин в действующем фонде НГДУ «Речицанефть» – соответственно, и у нас прибавляется работы. В этом тренде мы и работаем.
В 2023-м Управление промыслово-геофизических работ для обновления приборного парка и спецтехники освоило инвестиций на сумму 2,5 миллиона рублей – предполагается, что в этом году бюджет будет вдвое больше.
– У нас достаточно большой парк автомобильной техники (около 50 единиц) и постоянно идет его обновление. Сейчас в распоряжении техника белорусских и российских производителей – в перспективе должна появиться и китайская. Сегодня это достаточно актуальное направление, учитывая, что ценовая политика некоторых производителей из Поднебесной очень привлекательная. Мы мониторим рынок, в том числе сами ездим в КНР – в январе 2023 года были там своей делегацией, посетили около 20 предприятий – и, хотя поездка была больше обзорная, но все же с прицелом на сотрудничество. Заинтересовали производства по выпуску самоходных каротажных подъемников, приборов, кабельной продукции. Думаю, в следующий раз мы уже договоримся о конкретных формах взаимодействия. В конце марта мы также были в этой стране на международной выставке нефтяного, нефтехимического оборудования и технологий cippe 2024. В этом году мы купим два самоходных каротажных подъемника российского производства, еще два для гидродинамических исследований ввели в эксплуатацию в феврале. Из более 4000 скважинных операций, которые планируем выполнить в этом году, половину составят именно гидродинамические исследования. Сейчас мы больше заинтересованы в обновлении приборного парка класса Hi-Tech – весь мир движется в этом направлении. Как безусловный участник технологического конвейера, мы понимаем, что геофизика, каротаж, в сегодняшних экономических условиях, должны проводились как можно быстрее, но ведь скорость не должна приводить к потере качества. Нам нужно предоставить максимально полную информацию о фильтрационно-емкостных свойствах пласта, его насыщении. Для этого необходимы новые технологии. Производители приборов тоже не стоят на месте – лидеры в этой индустрии выпускают такую аппаратуру, которая за один спуск-подъем выдает большое количество параметров, – отмечает начальник УПГР.
Два многофункциональных прибора – аппаратуру ядерно-магнитного каротажа и прибор плотностного каротажа – планируется купить уже в этом году.
– Вот смотрите – прибор бокового каротажа выдает только один параметр – сопротивление пласта, по которому геологи дальше определяют степень насыщения пород нефтью, газом или водой. Комплексный прибор выдает сразу несколько параметров: насыщение, проницаемость, плотность и другие специфические характеристики, которые нужны интерпретаторам для выдачи заключения по коллекторам и дальнейшего построения стратегии освоения объекта.
Среди новинок, которые поступят в 2024 году в распоряжении УПГР, уже четвертая газокаротажная станция – оборудование, которое нужно для сопровождения бурения поисково-разведочных скважин и скважин эксплуатационного фонда.