Время работы: Пн-Чт: 08:30 – 17:30 Пт: 08:30 – 16.15 Перерыв: 12:00 – 12:45
Шестьдесят лет назад был введен в строй крупнейший нефтепровод мира, в структуру которого сегодня входит и ОАО «Гомельтранснефть «Дружба». Такой же юбилей и у заместителя начальника отдела эксплуатации Андрея Булатчика. Он трудится здесь почти четверть века, а недавно был удостоен почетного звания «Заслуженный работник предприятия». Журналисты SB.BY поговорили с ним об особенностях профессии, современных технологиях транспортировки черного золота и о том, что должны знать те, кто захочет стать частью дружной команды.
Рассказ Андрей Леонидович начинает с утверждения о том, что с нефтяной магистралью его судьба связана с детства. И это не просто красивые слова, а биографический факт. В Брянской области на объектах тогда еще только запущенного трубопровода трудились его родители:
– Жили мы в рабочих поселках на удалении от населенных пунктов. Запомнилось, как приехали в один из таких – стоит двухэтажный дом в чистом поле. Вначале не было ни света, ни горячей воды, ни центрального отопления. Чтобы помыться в ванной, нужно было топить дровами котел. Даже в детский сад, находившийся за пять километров, зимой меня возили в кабине бульдозера. Иначе было просто не добраться. Всех детей домой на саночках везут, а я – в бульдозере. Тем не менее люди жили, работали, помогали друг другу. А трудности лишь закаляли и сплачивали.
Происходящее вокруг пробуждало мальчишеский интерес к технике. С детской любознательностью Андрей наблюдал за работой трубоукладчиков на гусеничном ходу и других диковинных для того времени машин. Сыграла роль и профессия отца, который на тот момент отвечал за все, что было связано с электроснабжением объектов.
Ярко запомнилось и одно чрезвычайное происшествие:
– Как-то раздался громкий хлопок и в ту же секунду во всем поселке исчезло электричество. Отец вздохнул: «Ну все, это по мою душу» и стал собираться. Я выскочил на улицу – вижу, неподалеку что-то горит и люди бегут туда. Оказалось, пожар на подстанции. Как выяснилось позже, произошел он из-за кота, пролезшего внутрь, чтобы погреться. Случилось короткое замыкание, загорелось масло. Полыхало так сильно, что даже металл плавился.
Будучи студентом политехнического института, Булатчик участвовал в разработках, которые вуз выполнял по заказу «Дружбы». И даже темой его дипломной работы стало повышение надежности электроснабжения насосных систем нефтепровода.
– Совершенно иное оборудование, другие подходы к обслуживанию и эксплуатации. Даже во времена СССР каждый час простоя нефтепровода обходился бюджету страны очень дорого. Поэтому главная задача всех служб – обеспечить безостановочную прокачку в режиме 24/7 все триста шестьдесят пять дней в году.
Это требует не только непрерывного электроснабжения, но и полного резервирования насосов, двигателей, трансформаторных подстанций и другого ключевого оборудования. Упрощенно это выглядит так: один насос работает, второй находится в горячем резерве, третий – в холодном, четвертый – на плановом ремонте. В случае аварийного выхода из строя электродвигателя запускается следующий. А если вдруг и с ним неполадки – включается третий. И все это автоматически, за считаные секунды.
Иными словами, запасной план должен быть всегда. И лучше всего – не один. С учетом разнообразия сложного оборудования и технологических схем это в высшей степени ответственная и напряженная работа.
Представление о том, как было раньше, дают черно-белые архивные фото, сделанные еще в 70-е годы прошлого столетия. Вот на одном из снимков рабочие в модных тогда шляпах с полями ремонтируют участок трубопровода. Из пропила прямо на землю хлещет нефть. В наше время подобное немыслимо ни с точки зрения охраны труда, ни в плане экологической безопасности.
Однако в те далекие времена других способов не было, рассказывает Андрей Леонидович:
– При проведении ремонтных работ нефть откачивали, вывозили автоцистернами. А ту, которая проливалась на землю, требовалось долго и тщательно убирать. И все это во взрывоопасных условиях и под воздействием вредных для человека испарений. На сегодня мы достигли совершенно иного уровня, при котором ни капли сырой нефти в окружающую среду не попадает.
Благодаря прогрессу изменилось многое. Современные методы внутритрубной диагностики позволяют оценивать состояние магистрали, выявлять дефекты и устранять их планово, не допуская возникновения аварийных ситуаций. Полностью обновлены и модернизированы нефтеперекачивающие станции, установлено насосное оборудование, потребляющее меньше электроэнергии, что существенно сокращает производственные затраты. Близится к завершению программа по замене участков трубопровода на подводных переходах в южном направлении.
Наглядно проиллюстрировать разницу можно на примере диспетчерской. Сегодня это просторное помещение с мониторами, перед которыми сидят специалисты дежурной смены. Наблюдая за показателями, они контролируют ход перекачки. Окажись здесь диспетчер из 1960-х, для него такая картина стала бы чем-то из области фантастики.
Если же совершить путешествие во времени в обратном направлении, обыватель вряд ли поймет, куда попал. Диспетчерский пульт той эпохи – огромные шкафы с мнемосхемами, релейным оборудованием, ключами управления и какими-то непонятными лампочками. И разница, конечно, не только в этом. Уровень диспетчеризации и автоматизации отличается кардинально. Повысились и требования к квалификации персонала: от рядового линейного трубопроводчика до инженеров и руководителей высшего звена.
Впрочем, какими бы ни были современные технологии, некоторые вещи остаются неизменными. Ни разу проведение плановых ремонтов, а тем более аварийно-восстановительных работ на трубопроводе, не отменялось из-за ненастья. Они выполняются при любых погодных условиях, которые только можно представить в нашем климате. В лютый мороз и жгучий зной, в ливень и снегопад. Даже когда форменная спецодежда покрывается ледяной коркой.
– Нефтепровод – это всегда тяжелый, напряженный труд, – резюмирует в конце беседы Андрей Булатчик. – А его конечный результат зависит от работы целой команды.