Время работы: Пн-Чт: 08:30 – 17:30 Пт: 08:30 – 16.15 Перерыв: 12:00 – 12:45
Плотное изучение этой земли началось в 2023 г. Ни одна деталь от исследователей не ускользнет – на участке запланировано более 200 тысяч пунктов геофизических наблюдений. У предприятия «Белоруснефть» на территорию большие надежды – кто знает, возможно именно здесь ждет своего часа новый центр отечественной нефтедобычи.
Первая точка (а точнее целая область) на карте проекта – крупнейший участок в истории белорусской 3D-сейсморазведки. Майско-Макеевско-Днепровская площадь занимает 1256 квадратных километров и охватывает сразу три района Гомельщины – Речицкий, Лоевский и, собственно, Гомельский.
Дорога от Гомеля до лагеря Управления полевых сейсморазведочных работ заняла около часа. Встречаемся с местными спецами и тут же следуем за ними «на задание». Холодно, ветрено, сыро и время от времени дождливо – но для сейсморазведки это лишь рабочие нюансы. К тому же, погодные условия – еще ничего, по сравнению со здешним ландшафтом.
Андрей Кульченко, ведущий инженер по взрывным работам УПСР:
Поверхностные условия сложнейшие. Пожалуй, это главная особенность Майско-Макеевско-Днепровской площади. Густые леса, болота, а еще поймы двух крупных рек – Днепра и Сожа.
Сейчас УПСР занимает территорию на левом берегу Днепра. Зимний паводок прибавляет работы – все затопило, пробираться по местности непросто. Спасает специальная техника, в том числе маневренные гусеничные транспортеры.
Наблюдаем за установкой пикетов (специальных точек для размещения оборудования), подключением датчиков и оранжевых телеметрических кабелей (на профессиональном сленге их называют «косами»). Кстати, на Майско-Макеевско-Днепровской площади одна линия из вот таких «кос» может достигать в длину 40 километров – для сейсморазведчиков «Белоруснефти» это своего рода рекорд. Как результат, оранжевая «паутина» простирается и по улицам населенных пунктов. У кого-то из местных (судя по соцсетям) диковинные провода вызывают беспокойство. Спойлер: абсолютно зря.
На определенном расстоянии от датчиков бурится небольшая скважина, в нее закладывается взрывчатка. Детонация создает упругие волны, которые фиксируют приборы. После обработки полученных данных можно определить геологическое строение того или иного куска земли, а значит – установить его нефтеперспективность. Такая вот сейсморазведка «для чайников», основы основ…
Естественно, подобная работа сопряжена с некоторыми рисками (именно поэтому для взрывников техника безопасности – святое). Но стоит ли беспокоиться тем, кто живет поблизости? Как и в случае с оранжевыми «косами», опасения напрасны. Для жителей Речицкого и Светлогорского районов (ключевых с точки зрения нефтедобычи) сейсморазведка стала обыденностью. А в Гомельском к такому, возможно, просто еще не привыкли, говорит Владимир Шумский.
Владимир Шумский, первый заместитель начальника управления — главный инженер УПСР:
Взрыв происходит на глубине 18 метров и только там, где в радиусе 50 метров нет ни людей, ни построек… На поверхности он практически не ощущается. Все параметры рассчитаны со специалистами НАН Беларуси. Стоит ли говорить, что подобные работы обязательно согласовываются с местными исполкомами. Также мы сами стараемся оповещать жителей близлежащих населенных пунктов, расклеиваем объявления о сейсморазведочных работах. И рады, когда люди относятся с пониманием к нашему непростому и важному труду.
На передвижной сейсмостанции, которая принимает все сигналы через «косы», тоже напряженно. Как уже отмечалось, перемещаться по территории площади сложно, а темп работ интенсивный, говорит геофизик Иван Романюк – на сейсмостанции он занимается регистрацией данных.
Иван Романюк, геофизик УПСР:
В день выполняется примерно 200 геофизических наблюдений, поэтому объемы поступающих данных внушительные…
Однако новые знания и технологии серьезно выручают. В свое время именно отсутствие эффективных методик стало главным препятствием в изучении Майско-Макеевско-Днепровской площади. О возможном богатстве ее недр задумывались давно – совсем рядом успешно освоенные Южно- и Западно-Александровское месторождения. Почему бы и здесь не попробовать? И ведь пробовали когда-то – но старого технологического арсенала оказалось недостаточно. Нецелесообразно было нефтяникам бросать вызов природным условиям и налаживать сложнейшую цепочку организационных нюансов. Но симбиоз незаурядных умов, современного ПО и инструментов позволил решиться на амбициозный шаг.
Виктор Привалов, начальник управления геологии и разработки месторождений центрального аппарата «Белоруснефти»:
Здесь применяются технологии, которые в отечественной 3D-сейсморазведке никогда не использовались. Например, это первая площадь, на которой мы будем делать Fast Track-обработку. Простым языком, опережающую обработку. Раньше мы сначала полностью завершали полевые работы и только потом передавали в БелНИПИнефть данные на интерпретацию. Теперь Институт сможет обрабатывать материал еще до окончания «полевки».
Новые подходы к изучению Майско-Макеевско-Днепровской площади помогут ускорить процесс минимум на 3 года!
В итоге, первичный материал от сейсморазведки всей площади планируется получить уже в середине 2025-го, а пробурить здесь первую нефтяную скважину – в конце года. Колоссальная экономия времени, а еще финансов.
Когда территория на левом берегу Днепра будет полностью исследована, УПСР перейдет к следующему этапу – специалисты перебазируются на противоположную сторону реки (территориально – Речицкий район). Случится это ориентировочно осенью 2024 г.
Источник: neft.by