1prof.by — информационный портал федерации профсоюзов Беларуси
Членская организация Федерации профсоюзов Беларуси

Время работы: Пн-Чт: 08:30 – 17:30 Пт: 08:30 – 16.15 Перерыв: 12:00 – 12:45

+375 (17) 375-83-84

  • +375 (17) 375-83-84
  • Пн-Чт: 08:30 – 17:30
    Пт: 08:30 – 16.15
    Перерыв: 12:00 – 12:45
У вас есть интересная новость?
ВНС
«Горячая линия»
Нормативная база
Год качества
Мы в Telegram!
Мы в Instagram!
Мы в Facebook!
Медиагалерея
Санкции
Туризм
Год исторической памяти
Погода
ГлавнаяНовостиЖИЗНЬ И СМЕРТЬ НА ВОДЕ: ЭВОЛЮЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СПАСАТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ
07 июля 2022

ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ НА ВОДЕ: ЭВОЛЮЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СПАСАТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ

«Море не прощает ошибок» – избитое, но правдивое изречение. В это сложно поверить, но вплоть до начала 19 века у моряков не было никаких спасательных жилетов, спасательных кругов и прочих приспособлений для спасения жизней. Более того, зачастую моряки вообще плавать не умели. И потому тонуло их немыслимое количество. Кто же и как занялся всерьез вопросом жизни и смерти на воде?

По статистике, более 90% летальных случаев на воде происходят из-за пренебрежения средствами спасения. Поэтому, согласно «Морскому и речному законодательству», любое судно обязано иметь на своём борту средства индивидуального спасения в количестве, соответствующем числу членов экипажа и пассажиров. Это не является исключением и для нашей Беларуси. Регламентирующие документы по безопасности судоходства требуют от судовладельцев иметь на борту судна эти средства. Если владелец судна игнорирует эти требования, то в наказание может получить крупный штраф. В настоящее время существует огромное количество всевозможных индивидуальных спасательных средств различных конструкций и модификаций: жилеты, спасательные круги, нагрудники, лини (конец Александрова). Попробуем разобраться в их многообразии.

Немного об истории

Археологи нашли первое упоминание о средствах спасения, при раскопках ассирийских барельефов. На них были изображены воины, которые переправлялись через водоемы с бурдюками из –под воды, которые были надуты воздухом. Еще в качестве материала этих  спасательных средств использовались козьи шкуры. И в дальнейшем нередко в истории античности упоминались надутые бурдюки, применяемые для переправы целых армий через широкие реки. По оценкам современных учёных, подобное индивидуальное средство могло иметь «грузоподъёмность» до 20-25 кг; этого вполне достаточно для того, чтобы удержать на плаву взрослого человека.

Но нет, никаких упоминаний, чтобы такие спасательные средства были у моряков. В те времена они использовали самый обыкновенный трос. Еще при кораблекрушениях выжить помогали обыкновенные деревянные доски. Неудивительно: при довольно скромных габаритах судов того времени возить с собой на всякий случай надутые мешки из шкур по числу всех находившихся на борту людей было бы верхом непрактичности.

Спасательный линь

К сожалению, и в античные, и в гораздо более поздние времена основным средством индивидуального спасения служил спасательный линь. А если точнее — любой попавшийся под руки трос; исторические свидетельства говорят, что веревки издревле использовались для подъема человека из воды на борт. Собственно же спасательный линь появился только в начале ХХ века. В 1914 году матрос Василий Александров придумал спасательный линь. Эта была самая простая конструкция средства спасения. В честь этого российского матроса спасательный линь получил наименование «конец Александрова». Вероятно, своим успехом данная конструкция обязана значительному опыту матроса: он служил в спасательной службе Выборга и лучше многих представлял, какой должна быть простейшая спасательная конструкция. Он состоит из троса с петлей на конце, диаметром 50 см. Обязательным условием было наличие на петле трех пробковых поплавков ярко оранжевого цвета. А для утяжеления еще нужны брезентовые мешочки. И эта спасательная система существует даже сейчас, на маломерных судах.

При оказании помощи тонущему конец Александрова нужно метать петлёй вперёд, чтобы человек смог надеть кольцо с поплавками на себя. В этом случае пробки будут играть роль спасательного жилета, а петля позволит подтянуть человека к спасателю. Интересный факт: вплоть до 80-х годов ХХ века конец Александрова оснащался вместо мягкого мешочка с песком полуфунтовым свинцовым шариком. Это требовало известной осторожности при метании линя, ведь чересчур «меткий» бросок мог значительно усугубить положение тонущего.

На современном рынке снаряжения имеются спасательные лини и других конструкций, имеющие аналогичный способ применения. В сложной же ситуации на маломерном судне спасательным линем может оказаться любой свободный конец, брошенный оказавшемуся за бортом человеку, если нет времени на поиск специализированных средств.

Спасательный круг

Любителями эзотерики считается, что круг это идеальный охранный знак и все помещенное внутрь круга становится недосягаемым для враждебных сущностей. Поэтому мы понимаем: — Спасательный круг это обычный предмет для спасения утопающего — по его предназначению, а спасительный – по значению, как защита от гибели и исполнение миссии спасения жизни. Спасательный круг может спасти человека в воде, а в жизни у людей, всегда под рукой «Спасительный круг», он может и не называться «Спасательным», и быть и не материальным предметом, но вовремя спасти человека попавшего в затруднительное положение в «водах» жизни. Однако про сам спасательный круг.

Время появления новинок в сфере индивидуальных средств спасения относится к эпохе Возрождения и связано с именем великого изобретателя Леонардо да Винчи. Итальянец, создавший проекты уже ставшей современной техники просто не мог обойти стороной такую тему, как средства спасения моряков. Именно ему приписывается изобретение самого известного средства спасения на воде — спасательного круга. Поговаривают, что Леонардо да Винчи вовсе не умел плавать. Но это ему не помешало интересоваться всем, что, так или иначе связано с водой. Так, объединив все имеющиеся знания о воде, исследователь сделал много открытий. Приспособление, точь-в-точь напоминающее современный спасательный круг, было создано им примерно в годы начала испанской колонизации Америки. Жаль, что детального описания своего круга Леонардо не осталось, поэтому мы не знаем, из чего предполагалось изготовлять этот полезный предмет, но факт остается фактом – он изобрел концепцию спасательного круга. Жаль, что это было только задумкой, а ведь немало жизней моряков спасла бы она вплоть до ХХ века, если бы спасательный круг да Винчи был бы принят на вооружение в эпоху Ренессанса.

Вообще, признание спасательного круга действительно заняло немало времени. Он был официально принят в качестве обязательного корабельного оснащения лишь в 1915 году, через год после начала Первой мировой войны.  В википедии сказано, что в то время сэра А. Конана Дойля  приглашали для консультаций в Главный морской штаб королевского флота Великобритании. И вскоре на флоте в перечень обязательного оснащения были введены спасательные круги. Похоже, великий писатель уговорил моряков использовать спасательный круг для спасения. Однако интернет-источники этот момент пропускают и сообщают, что одной из причин, заставивших британское адмиралтейство принять на вооружение спасательные круги, стала ужасная катастрофа у берегов Ирландии. В мае 1915 года немецкая подлодка отправила на дно британский пассажирский лайнер «Лузитания». Жертвами этой трагедии стали почти 1200 человек. Главной причиной катастрофы было то, что судно сразу же получило большой крен, и спуск спасательных шлюпок стал невозможен.

В настоящее время спасательный круг – одно из основных индивидуальных средств спасения. Имеет форму тора, изготовлен из пробки, полиуретана. Его главная задача, состоит в том, чтобы удерживать на плаву в течение суток груз не менее 14 кг. Почему именно оранжевого цвета? Все просто. Чем ярче цвет, тем легче его обнаружить. Но еще важный момент, на водной поверхности, наличие именно оранжевого цвета, объясняется понятием дополнительных и противоположных цветах. Как правило, все объекты на воде отличаются синевой, а самый контрастный синему именно оранжевый. Еще главный объект спасения не должен боятся влаги. Каждый круг проходит испытания. С 10 метровой высоты его сбрасывают на воду, и он не должен треснуть и сохранить форму.

Спасательные жилеты и нагрудники

По одной из версий одними из первых подобием жилетов озаботились норвежские спасатели. которым приходилось выходить в море практически в любую погоду. По второй версии, найденной на просторах интернета, изобретение пробковых жилетов приписывают английскому капитану Уорду, который представил его в 1854 году. После этого появились запатентованные его виды. Примерно к началу XX жилеты уже стали широко распространенным атрибутом на американских судах. Особое постановление Конгресса обязало всех судовладельцев снабжать суда жилетами из расчёта один жилет на одного человека, находящегося на борту. С тех пор спасательный жилет претерпел значительные изменения, пережив большое количество различных модификаций, пока во второй половине 20 века не были приняты единые стандарты, продиктованные опытом его эксплуатации. В частности, среди основных требований, предъявляемых к спасательным жилетам, актуальны следующие:

* Должен давать возможность разворачивать человека, лишившегося сознания, лицом вверх.

* Должен давать возможность удерживать лицо человека на высоте не менее 12 см от уровня воды.

* Не должен сковывать движений.

* Должен исключить возможность неправильного надевания.

* Должен оснащаться проблесковыми сигнальными огнями и свистками.

Во избежание трагических случаев надо строго следовать инструкции при пользовании спасательным жилетом. Не раз потерпевшие гибли по причине неправильного использования спасательных жилетов. Наиболее известный случай — трагедия океанского лайнера «Титаник»: когда к месту катастрофы прибыли спасательные суда, был отмечен тот факт, что многие погибшие плавают в море вверх ногами. Это было следствием неправильно надетых жилетов: слишком низко, практически на поясе. После прыжка с борта корабля в воду люди не могли перевернуться вниз ногами из-за смещённого к голове центра тяжести и захлёбывались, оставаясь плавать вниз головой. Другой трагический пример — крушение эфиопского авиалайнера в открытом море в 60-е годы прошлого века. Погибло большинство пассажиров самолёта, и, по рассказам выживших, произошло это из-за того, что после падения в воду пассажиры надели на себя спасательные жилеты (как и требовалось по инструкции) и начали по чьёму-то дурному примеру в панике надувать их прямо в салоне (что было категорически запрещено инструкцией). Как итог, большинство пассажиров не смогли протиснуться в аварийные люки и навсегда остались в опустившемся на дно самолёте.

Действующие стандарты безопасности требуют, чтобы все маломерные суда были оборудованы спасательными жилетами.

Другие индивидуальные средства спасения

Ещё одним оригинальным приспособлением являются так называемые «шары Суслова». Это  два пробковых или поливинилхлоридных шара, соединённых друг с другом капроновым или пеньковым тросом. Способ их применения, согласно инструкции, таков: «взять шары за соединяющий их трос, произвести над головой несколько круговых движений и бросить шары Суслова в направлении тонущего. Потерпевший ложится на веревку грудью, при этом шары оказываются расположенными возле подмышек. При необходимости можно соединить их с концом Александрова».

Спасательные средства могут вас спасти, но помните о своей безопасности, это сохранит вам жизнь!

Вадим Кондрашонок

himiki.sohim.by