Время работы: Пн-Чт: 08:30 – 17:30 Пт: 08:30 – 16.15 Перерыв: 12:00 – 12:45
Коррективы внесены в связи с изменениями в законодательстве, в частности, обновленным Законом об охране труда. Изменения претерпели и Правила расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, также пересмотрена практика работы технической инспекции труда ФПБ. Об этом на президиуме Совета ФПБ рассказал главный технический инспектор труда ФПБ Павел Манько.
– В последний раз изменения в существующий порядок участия профсоюзов в расследованиях несчастных случаев на производстве вносились в 2010 году. Пришло время их скорректировать в соответствии с обновленными требованиями законодательства, – рассказал главный технический инспектор труда. – В частности, в новый документ добавлен раздел, который регламентирует участие профсоюзов в расследованиях профессиональных заболеваний. Мы и раньше участвовали в этой работе, но порядок был не прописан, хотя профессиональные заболевания на производстве, к сожалению, случаются.
Что касается роли профсоюзов в установлении причин трагедий на производстве, то, как подчеркнул Павел Манько, она была и остается важной. Технические инспекторы труда и уполномоченные представители профсоюзов (а это председатели профкомов, общественные инспекторы и т.д.) по-прежнему имеют право участвовать в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, осуществлять контроль за этим процессом, оформлением и учетом, а также за выполнением мероприятий по устранению причин, приведших к несчастным случаям на производстве и профзаболеваниям.
– Представители профсоюза, участвующие в расследовании несчастного случая, при установлении степени вины потерпевшего обязаны выяснить, является ли его неосторожность грубой небрежностью или простой неосмотрительностью, не влияющей на размер возмещения вреда с учетом фактических обстоятельств, – комментирует главный технический инспектор труда.
По его словам, для оценки действий потерпевшего учитывается обстановка, при которой произошел несчастный случай, допускались ли им подобные действия ранее, а также личность самого потерпевшего (его физическое и психическое состояние в момент несчастного случая, возраст, характер, образование, профессия, квалификация и т.п.).
Представители профсоюза, участвующие в расследовании несчастного случая, при установлении степени вины потерпевшего обязаны выяснить, является ли его неосторожность грубой небрежностью или простой неосмотрительностью, не влияющей на размер возмещения вреда с учетом фактических обстоятельств.
Президиум Совета ФПБ также внес изменения в Положение о технической инспекции труда. Они технические и связаны с обновлением законодательства об охране труда: поменялись некоторые формулировки, отдельные пункты в практике работы просто не применялись, поэтому их упразднили.
Ввиду того, что изменения законодательства об охране труда затронули ряд нормативных правовых актов, касающихся осуществления общественного контроля и порядка участия в нем профсоюзов, на смену известному постановлению № 159 пришло постановление № 51, в новой редакции изложено и Положение об общественном инспекторе по охране труда.
Утвержден Типовой регламент и Типовые методические рекомендации осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда общественными инспекторами по охране труда. На основании этих нормативных документов каждый отраслевой профсоюз, исходя из специфики работы, разработает свои отраслевые регламенты и методические рекомендации для общественных инспекторов, на основании которых те будут работать в рамках вверенных полномочий.
Раньше в методических рекомендациях были прописаны все нюансы различных видов деятельности. Общественный инспектор никогда с такими вещами не сталкивался. Теперь все лишнее из типовых регламентов по отраслям деятельности упраздняется, и таким образом упрощается работа общественных инспекторов.
– Чем больше мы оптимизируем методические рекомендации, тем более эффективный результат работы получим, подытожил Павел Манько.
Стоит отметить, что для осуществления профсоюзами общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда на каждом рабочем месте, более полной реализации предоставленных профсоюзам прав к этой работе на общественных началах привлекаются работники профсоюзных органов, профсоюзные активисты и другие члены профсоюза, способные по своим деловым качествам вести общественный контроль за созданием здоровых и безопасных условий труда. Теперь их главная задача – оценивать обстановку и давать рекомендации по устранению нарушений.
Анжела ЛЮДЫНО
Фото Степана ТЮШКЕВИЧА, носит иллюстративный характер