Время работы: Пн-Чт: 08:30 – 17:30 Пт: 08:30 – 16.15 Перерыв: 12:00 – 12:45
Белхимпрофсоюз продолжает цикл мероприятий и материалов «Гордимся прошлым, строим настоящее, верим в будущее» к 30-летию института президентства в Беларуси, в которых мы рассказываем о том, чего смогла достичь нефтехимия за последние три десятка лет благодаря знаковым решениям по развитию отрасли, принятым Главой государства.
Сейчас у «Белоруснефти» 575 автозаправочных станций. На предприятиях нефтепродуктообеспечения работает свыше 10 тысяч человек – более трети от всей команды. Это направление развивается настолько стремительно, что иногда непросто уследить за новостями. Сложно представить, что менее 20 лет назад все было кардинально по-другому. Тогда большая часть объектов обеспечения нефтепродуктами не входила в состав «Белоруснефти» и постепенно утрачивала финансовую стабильность. Проблему в 2006 году решил Президент. Своим Указом Александр Лукашенко передал эти предприятия нефтяникам, чтобы они превратили сферу в рентабельный бизнес. Со временем из экономического пике этот блок сначала вышел на устойчивое плато, а затем пошел в гору. Все подробности приводит портал Neft.by.
Первая собственная автозаправочная станция у «Белоруснефти» появилась задолго до этого – в 1997-м. На нее – к истокам самой истории – мы и отправились.
АЗС № 22 находится в Речице, и на ней до сих пор трудится оператор, которая устроилась сюда сразу после открытия – 27 лет назад. Когда завершалось строительство автозаправки, Лилия Ханануева как раз искала работу в родном городе. Так все и сошлось – на новую АЗС нужны были операторы. Женщину сразу приняли в коллектив.
– Здесь никогда не бывает однообразия и скуки – работа энергичная, интересная. Кажется, совсем недавно был мой первый рабочий день, а вот уже почти три десятка лет пролетели – через год на пенсию, – с доброй грустью говорит Лилия и ведет меня к фотоэкспозиции.
На стенах вместо картин – раритетные фото. На некоторых – старые автозаправки. Крохотные будочки с окошками – кажется, что от современных их отделяет целая эпоха. Около одного снимка мы задерживаемся дольше – на нем запечатлена передача символического ключа от первой в Беларуси АЗС. Лилия Ханануева объясняет:
– На фото ключ в руках у начальника ПУ «Нефтепродукт» Александра Ильницкого. Также на снимке – прежний генеральный директор «Белоруснефти» Владимир Муляк, руководство других подразделений предприятия и Речицкого горисполкома.
Пять лет назад на АЗС № 22 прошла реконструкция торгового зала с переводом кафе в формат «Заўжды ЦІКАVА». Начальник Речицкого участка АЗС РУП «Белоруснефть-Гомельоблнефтепродукт» Наталья Целуйко вспоминает:
– Именно отсюда стартовал этот бренд – гордились, что вновь стали первыми. Наша автозаправочная станция находится в центре города, поэтому ребрендинг привлек много новых посетителей.
– Да и район видит, что мы развиваемся как внешне, так и по услугам, ассортименту. Стараемся предложить посетителям не только перечень того, что есть на каждой АЗС «Белоруснефти», но и сезонные товары. Например, весной люди активно покупали удобрения, керамзит и садовый инвентарь – грабли, лопаты, сейчас спрос на декоративный камень, – делится подробностями мастер АЗС № 22 Максим Павленок.
Он в «Белоруснефти» 17 лет – начинал оператором на АЗС № 69, ее строили к «Дожинкам». С должности оператора стартовала и Наталья Целуйко. Это ремарка о том, что в компании всегда есть возможность карьерного роста для тех, кто предан своей работе и относится к ней с любовью.
Продолжаем погружение в историю. Раньше в кафе и зал продажи топлива были разные входы. В кафе работали сотрудники общепита, на автозаправке – операторы. Ночью для отпуска нефтепродуктов было открыто только окошко. Максим Павленок говорит:
– После реконструкции залы объединили, переобучили персонал, и все стали универсальными. Операторы научились готовить вкуснейшие хот-доги, а работники кафе – принимать и отпускать топливо.
– Раз уж мы заговорили о еде. Часто ли к вам на кофе заглядывают не автовладельцы? – уточняю я.
– Кафе на этой АЗС популярно! – отмечает результаты мастер. – Это почти центр города, рядом рынок. Люди заходят выпить кофе, модный бамбл, холодный коктейль или лимонад. Сейчас, летом, такие напитки пользуются особым спросом. Кстати, посетители очень любят наш фаст-фуд, например, у молодежи на первом месте – френч-доги.
В день нашего приезда в меню появились сырники с аппетитным слоганом «как у бабушки». Ну как не польститься на такой завтрак? Да и еще и с Coffee Carte Blend№1, который производят в цехе РУП «Белоруснефть-Гроднооблнефтепродукт»? Приятный спойлер: на АЗС, в сети фирменной и сетевой торговли появятся и другие сорта Coffee Carte из Гродно – купажи и моно. И со временем они будут продаваться не только в зернах, но и в молотом виде.
– Как вам кофе гродненской обжарки? – не могу удержаться от вопроса, потому что весной мы побывали в новом цехе и увидели весь путь его производства от зеленого сырья до ароматного коричневого зернышка. Кстати, с тех пор Blend № 1 стал моим фаворитом.
– И нам нравится, и посетители хвалят, напиток действительно стал вкуснее. Появились более глубокие нотки, ушла жгучая кислинка, – выражает общее мнение Наталья Целуйко.
Кстати, за сутки кофе на этой АЗС покупают около 50-60 человек. За 24 часа через кассу проходит около 800 чеков – хороший уровень для райцентра.
Всего в Речице – две автозаправки «Белоруснефти», еще три – в радиусе 10 км от города. 22-я по интенсивности посещений – на втором месте. Около 40% в объеме продаж на автозаправках района занимают нефтепродукты, 60 – сопутствующие товары.
О том, как развивался придорожный сервис после принятия Главой государства судьбоносного решения, мы поговорили с заместителем генерального директора по обеспечению углеводородным сырьем и реализации продукции «Белоруснефти» Сергеем Каморниковым.
– В конце 90-х на рынке Беларуси было два государственных игрока в этой сфере – предприятия нефтепродуктообеспечения и АЗС, которые строила наша компания. И если финансовое положение дел конкурентов и до нашего появления в этом сегменте было непростым, то после еще более усложнилось, – объясняет собеседник. – К 2005 году у «Белоруснефти» было 70 АЗС, но наши объекты обладали большим технологическим потенциалом, были рентабельными. Пример – некоторые автозаправки давали прибыли в три-пять раз больше, чем объекты конкурентов.
Действительно, могла ли АЗС, допустим, окошечного типа быть достойным соперником просторной современной автозаправке с большим количеством колонок и торговым залом? Очевидно, нет. В 2005 году в стране насчитывалось около 300 объектов нефтепродуктообеспечения вне «Белоруснефти». Их будущее было туманным: со временем часть объектов закрылась бы, какие-то, возможно, выкупили бы частные компании.
– Без принятия решения о создании единой мощной системы нефтепродуктообеспечения наши конкуренты просто не выжили бы. Наш общий синергический эффект позволил прочно занять нишу и не дать закрыться АЗС, а людям – лишиться рабочих мест, – уверен Сергей Каморников.
А ведь при негативном сценарии работу могли потерять около 7 тыс. человек, почти за каждым из которых – семья. Глава государства дальновидно не допустил этого.
После слияния была сформирована единая стратегия развития рынка, общие подходы в части коммерческих, технологических и программных решений. Естественно, для переформатирования объектов нужны были и серьезные финансовые средства. Собеседник объясняет:
– Мы передали предприятиям нефтепродуктообеспечения наши АЗС, запасы топлива, финансовые средства для реконструкции старых автозаправочных станций и строительства новых. Единая программа связала между собой всю реализацию. Дочерние предприятия таким образом перестали конкурировать между собой за топливо и другие ресурсы.
Так как присоединенные АЗС были в голубых, синих и черных цветах, то их нужно были привести к общему стилю. Для этого был создан промышленный каталог, в соответствии с которым все автозаправочные станции постепенно приобретали новый вид. Было время, когда в год строили по даже 27 АЗС, а количество реконструируемых объектов превышало два десятка. К корпоративному формату почти все автозаправочные станции пришли в 2017 году. Конечно, и сейчас можно увидеть единичные автозаправки, которые были построены лет 40 назад, и они до сих пор не в цветах «Белоруснефти». Объяснение простое – реконструировать их нецелесообразно, а закрывать нельзя, чтобы соблюсти социальный стандарт.
– Допустим, они расположены в отдаленных местах, откуда до другой автозаправки – 40-50 километров. Нужно заботиться о людях, – выражает позицию всей компании Сергей Каморников.
Хотя четкого регламента по удаленности АЗС друг от друга нет, но «Белоруснефть» выработала для себя стандарт, который поддержали на уровне республики. Он составляет около 30 километров.
Сейчас «Белоруснефть» практически завершила формирование современной сети АЗС, состоящей преимущественно из мультикомплексов.
Новые объекты практически не строятся – они и так уже находятся в зоне доступа в каждом районе Беларуси как для жителей, так и для транзитного транспорта. Зато продолжается реконструкция действующих. В первую очередь это касается торговых залов.
– Мы активно двинулись в ритейл, начали развивать систему торговли и общественного питания – эти направления 20 лет назад не были такими актуальными, – говорит заместитель руководителя компании.
И не зря. Вот факт. Выручка от торговли сопутствующими товарами и общепита по объектам нефтепродуктообеспечения в общем объеме составляет около 10 %. В 2005 году было в пять раз меньше. Если взять другой показатель, доход, то в этом сегменте он превышает 20 %. Кстати, торговля – это не только АЗС. Она налажена и на нефтебазах – в перечне около полутора десятков наименований: масла, антифризы, прочие технические жидкости для автомобилей, тракторов, грузовиков, шины, краски, сельскохозяйственные товары.
– Такой опыт по оптовой торговле сопутствующими товарами первыми стали внедрять в Гродно, – отметил заместитель руководителя. – Подтягиваются остальные регионы. Мы должны предлагать своим потребителям комплекс услуг – будем наращивать в этом блоке и по объемам, и по ассортименту.
О цифровизации в нефтяном бизнесе можно говорить бесконечно – она вошла в каждую сферу, на все предприятия, в любой кабинет. И всем в итоге облегчила труд. Вот самый простой пример по цифровизации на АЗС, который был очевиден для 100 % автовладельцев – помните, как раньше, бывало, подъезжаешь заправиться, а там «извините-подождите, идет прием топлива»?
– Да, раньше оператору нужно было оставлять кассу, выходить к бензовозу, следить за подключением шлангов, приемом топлива, – перечисляет Сергей Каморников. – В это время клиентов АЗС не обслуживала, терялась прибыль. Несколько лет назад цепочку автоматизировали, для выполнения этой работы достаточно водителя бензовоза, а весь процесс движения топлива, сверка объемов отображается в программе.
Также автомобилисты помнят, как ночью на АЗС они могли попасть на пересменку, которая длилась до получаса. Сейчас она занимает минуты, клиентов в это время продолжают обслуживать. И опять же все это также благодаря цифровизации. Сергей Каморников расставляет акценты:
– Все технические вопросы должны решаться автоматически, а операторы общаться с клиентами, делиться с ними хорошим настроением, то есть заниматься тем, чего не сделает компьютерная программа. Вместе с «Белоруснефть-Нефтехимпроектом» мы приступили к формированию новой стратегии развития до 2030 года. Коллеги создадут новые проектные решения, которые будут использоваться при реконструкции и модернизации объектов нефтепродуктообеспечения.
– На что ставка? – уточняю.
– Мы только формируем команду и приступаем к первоначальным этапам. Например, объезжаем дочерние предприятия, чтобы еще раз пересмотреть все бизнес-процессы. Совершенно точно в следующие пять лет будем продолжать развивать торговлю с активным запуском интернет-площадки.
Возможно, в ассортименте маркетплейса появятся товары китайского производства, в том числе автомобильные, ведь в КНР работает дочернее предприятие «Белоруснефти» – «Шаньдун БН международная компания».
– Темпы роста в сфере торговли ежегодно добавляют на 10-20 %. Если топливный бизнес в объемах реализации практически стабилен, этот рынок давно устоялся, то в реализации сопутствующих товаров и сфере общепита есть большой резерв, – не сомневается Сергей Каморников. – Будем расширять сеть кофе-поинтов в торговых центрах, банках. То есть продолжим наращивать присутствие во внешнем сегменте, формируя экосистему «Белоруснефти».
Станет больше и магазинов «Заўжды ЦІКАVА», вне АЗС. Сейчас их около десятка, к концу 2025 г. эту цифру планируется удвоить, а в будущем дойти до 100.
Кстати, во вторник, 2 июля в Гродно открылся третий магазин формата «у дома».
– Чем больше сеть, тем бизнес эффективнее, легче получать положительный экономический результат, потому что это уже совсем другие условия сотрудничества даже с поставщиками продукции, – объясняет Сергей Каморников. – Такой бизнес устойчивее – легче управлять большой сетью, чем единичными объектами. Не исключено, что магазины «Заўжды ЦІКАVА», станут одновременно и пунктами выдачи товаров, заказанных на нашем маркетплейсе. В свою очередь интернет-площадку в ближайшее время мы насытим большим ассортиментом товаров. Сейчас их – около 1800 позиций.
Также продолжится оптимизация других бизнес-процессов, чтобы еще больше ускорить темпы обслуживания клиентов «Белоруснефти» и сделать это взаимодействие максимально комфортным.
Указ Президента Республики Беларусь от 14 сентября 2006 г № 576
«В целях завершения создания единой системы нефтепродуктообеспечения Республики Беларусь, реализации полномасштабной реконструкции и модернизации производственных мощностей, увеличения экспортных поставок продукции и углубления производственной кооперации постановляю создать государственное производственное объединение «Белоруснефть» с включением в его состав юридических лиц согласно приложению…».
Следите за нашим циклом «Гордимся прошлым, строим настоящее, верим в будущее» – нефтехимикам есть, что вам рассказать!
Источник: neft.by