Время работы: Пн-Чт: 08:30 – 17:30 Пт: 08:30 – 16.15 Перерыв: 12:00 – 12:45
По страницам истории социального партнерства.
Осенью 2021-го в профкоме ОАО «Нафтан» Белхимпрофсоюза произошло приятное, но очень хлопотное событие — переезд. Тогда среди старых документов нашли настоящий раритет — «Трудовой кодекс Новополоцкого ордена Трудового Красного Знамени нефтеперерабатывающего завода имени XXV съезда КПСС», подписанный в печать 26 декабря 1977 года. При ближайшем рассмотрении оказалось, что это, по всей видимости, прямой предшественник коллективного договора ОАО “Нафтан”. Подумалось, а многое ли мы знаем об истории колдоговоров?
Первые соглашения между представителями предпринимателей и трудящихся об условиях труда, заработной платы и правах рабочих организаций появились еще в XVIII веке в Великобритании. С конца XIX столетия коллективные договоры стали распространяться в других странах Европы, а затем и в США. В царской России первый колдоговор заключили в 1904 году в результате стачки нефтяников на бакинских промыслах.
После октябрьской революции, особенно в условиях новой экономической политики советской власти, эта практика получила развитие. В Беларуси первый коллективный договор был заключен 100 лет назад, в начале 1922 года, между профсоюзом химиков, историческим предшественником Белхимпрофсоюза, и групповым управлением стекольной промышленности.
Однако, когда на рубеже 1920–1930-х годов в СССР утвердились командно-административные методы управления, произошло свертывание коллективно-договорной практики. Трудовые отношения формировались государством, которое не просто устанавливало правила игры, но и, по существу, превратилось в единственного работодателя. С 1934 года коллективные договоры перестали заключать вообще. Практика их подписания возобновилась в 1947-м. Тем не менее, это не были по-настоящему согласительные документы или акты нормативного характера, источник права. Колдоговоры, прежде всего, служили делу мобилизации трудящихся на выполнение и перевыполнение производственных планов.
Роль коллективных договоров повысилась в связи с началом хрущевской оттепели. В 1966 году стороны колдоговоров получили право регулировать некоторые вопросы зарплаты, условий труда и быта. Но практика заключения таких соглашений оставалась далеко не всеобщей. Долгое время не было колдоговора и у новополоцких нефтепереработчиков. Зато в конце 1977 года на профсоюзной конференции завода после обсуждения на собраниях в подразделениях приняли упомянутый выше Трудовой кодекс. В документе закреплялись меры поощрения работников, в том числе положение о присвоении почетного звания «Заслуженный ветеран завода», а также меры воздействия к нарушителям трудовой дисциплины.
Сохранился и один из первых коллективных договоров, принятых на нашем предприятии. Соглашение на 1982 год, включавшее стандартные разделы («Выполнение производственного плана и социалистических обязательств», «Оплата и нормирование труда», «Охрана труда», «Социально страхование и медицинское обслуживание», «Улучшение жилищно-бытовых условий, культурного обслуживания трудящихся и членов их семей»), состоял всего из 16 страниц (в действующем сегодня колдоговоре их почти три сотни!). В результате перестройки советские предприятия получили значительную долю самостоятельности в определении содержания коллективного договора, повысили его роль в определении локальных норм трудового права.
Новый этап в развитии коллективно-договорных отношений начался в начале 1990-х годов уже в суверенной Беларуси. Видную роль в этом процессе сыграл Белхимпрофсоюз. Именно он первым среди отраслевых профсоюзов республики подписал в марте 1992 года тарифное соглашение с правительством страны.
На нашем предприятии до конца прошлого века коллективные договоры принимали только на один год. С 2001-го такие соглашения стали заключаться на трехлетний период. После реорганизации ОАО «Нафтан» в 2008 году колдоговор для головного предприятия и завода «Полимир» стал единым. Действующее соглашение между нанимателем и работниками, напомним, было заключено в 2020-м и рассчитано до 2023 года.
Фото автора и из архива «Вестника Нафтана»